Пгт. Ивановка оказалось тем местом, откуда начато долгое повествование. Многое что пишется, исполнено скрытого смысла. Чуть позже что-то показывается, что-то остается под покровом. Конечно же, само место намного древнее. Погружаться так далеко не будем, но в ближней истории известно соседством с Могилой Мечетная. Времена Второй Мировой войны оставили след тех, отстаивал Право на Жизнь. Поэтому ранее озвученное и показанное не случайно. Само место заслуживает отдельного повествования.
Мне было грустно и одновременно иронично смешно с тех, кто полез не зная куда лезет. И продолжает лезть со своими планами через марионеток... Сочту нужным напомнить строчки:...давно истлевшие телом хранят не только Величие Предков... Но и их Заветы, помогая найти потревоживших покой. А то, чем они могут поделится о мельтешаших, вовсе бесценно. Радом с п.Ивановка находится Могила Мечетная, высочайшая точка Левобережной. В самом пгт. Ивановка три Мемориала Великой Отечественной войны, где в братских могилах захоронены советские солдаты и партизаны. Может это будет попахивать чем-то неземным, но давно истлевшие руки по-прежнему помогают живущим по эту сторону, протягивая Клинок. Иные же предки обозревают с высоты, рассказывая о былом и нынешнем. Выплывшие из глубины времен лица полны гнева. Совсем недавние пылают Вечным Пламенем, напоминая всем, за что они гибли, отдавая свои жизни. В память о тех, кто был, есть и будет, приведу строчки книги. Они расскажут о людях и о тех далеких временах.
В 1942 году в наших краях, на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории, действовал Ивановский партизанский отряд. Многие удивляются: ну какие у нас здесь условия для партизанской борьбы?
Конечно, наши балки для этой цели не пригодны. Но был приказ Государственного комитета обороны о создании партизанских отрядов повсеместно. Ив Донбассе такие отряды были созданы. Один из них - Ивановский. Коммунистам и комсомольцам партия поручила остаться в тылу врага, и они, зная, что идут на верную смерть, остались. И всячески вредили врагу.
...Почти девять месяцев держали оборону на Миус-фронте 383 и 395 шахтерские дивизии. Когда летом 1942 года стало ясно, что Красный Луч придется оставить врагу, еще раз проверили базу Ивановского партизанского отряда, еще раз поговорили с будущими партизанами. В отряд в основном зачисляли членов истребительного батальона, который был сформирован в самом начале войны. Первоначально (на 12 июля 1942 г.) Ивановский партизанский отряд насчитывал 38 человек. 20 из них были коммунистами, 11 - комсомольцами.
Быкодоров В, И. Киреев Д. Ф.Приз Н. А.
Командиром назначили бухгалтера Ивановского районного отдела образования Владимира Ивановича Быкодорова, комиссаром - начальника политотдела МТС Дмитрия Федосеевича Киреева, начальником штаба - заведующего отделом пропаганды райкома партии Николая Андреевича Приза.
Отряд состоял из трех групп. Они должны были действовать самостоятельно. Командирами групп назначили Ивана Васильевича Пацюка, Михаила Петровича Лукьянова и Овсянникова. Группа Пацюка расположилась в зеленом Гае, Овсянникова - в балке Песчаной, Лукьянова - в балке Тамара, неподалеку от шахты №21. Как и предполагалось, группы законспирировались на своих базах. Спустя некоторое время после оккупации гитлеровцами района начали действовать. Комсомольцы Виктор Жерздев и Георгий Абинякин, например, взорвали немецкий самолет, сделавший вынужденную посадку в поле.
25 августа 1942 года группа под руководством И.В.Пацюка и Н.А.Приза совершили нападение на железнодорожную комендатуру Петровеньки.
В результате перестрелки было убито несколько немецких солдат, захвачен автомат и три винтовки.
В Ивановке, Красном Луче, в окрестных селах время от времени появлялись листовки со сводками Совинформбюро. Анна Олейникова работала в типографии. Она приносила в отряд бумагу и ленту для шипирографа(прибор для размножения текстов). На партизанской базе было все самое необходимое: оружие, продовольствие, медикаменты, но все это пришлось оставить. Дней через десять после начала действий партизанского отряда один из его членов по фамилии Гнутенко с задания не вернулся. Начались аресты. На отряд гитлеровцы устроили облаву. Уже после войны, когда Гнутенко предстал перед военным трибуналом, выяснилось, что он был предателем.
Не всем жителям окрестных сел можно было сказать, кто ты и зачем тебе столько продовольствия, марли, медикаментов, но те, кому можно было доверять, всячески помогали партизанам.
Вскоре партизаны имели новую базу и снова заявили о себе. В сентябре группа партизан под руководством Дмитрия Федосеевича Киреева арестовала, а затем расстреляла полицейских в совхозе « Сталинский забой».
Возвращаясь из разведки, партизаны заминировали железнодорожный путь на перегоне Штеровка - Эротейдовка. Взорвалась дрезина с тремя немецкими солдатами и одним офицером. Движение поездов на Сталинград было прервано на 14 часов.
Захватчики всюду искали пути к партизанскому отряду, стремясь уничтожить его. 23 сентября отряд всем личным составом принял бой. Наступление полицаи начинали два раза, но оба раза закончили их позорным бегством. Партизаны захватили одного полицая. Отряд потерь не имел.
Немцы усиленно грабили население, забирали зерно. Партизанам поступило сообщение, что возле разъезда Козаковка захватчики приготовили для отправки в Германию эшелон с награбленным зерном. Несмотря на усиленную охрану, партизаны пробрались на станцию, блокировали подходы, сняли часовых, открыли вагоны, хлеб раздали населению.
Однажды стало известно, что из Никитовки в Ивановку на биржу труда выехал полицай со списками молодежи для отправки в Германию. Выследили полицая, уничтожили его и спасли от фашистской неволи 100 человек.
Захватчики бросали в тюрьму всех, кто казался им подозрительным. Но волю советских людей им так и не удалось сломить. Партизанам помогали во всех селах. Во всех поселках у них были явочные квартиры. В Ивановке работал Павел Топчиенко, в Штеровке - Анастасия Бурлака, в Петровском - Евдокия Гуленко, Виктор Жерздев, в Ивановке на бирже труда работала Валентина Лютая. Благодаря им партизаны располагали сведениями о действиях фашистов, о передвижении войсковых частей.
Отряд постоянно пополнялся. В сентябре в отряде уже было около 70 бойцов.
Облавы на партизан следовали одна за другой. 2 октября 1942 года в облаве участвовали полицаи Антрацита, Красного Луча, Ровенек. Но в тот раз партизанам удалось перехитрить врага и выти из окружения. Снова пришлось оставлять обжитое место и перебираться на новое - в балку Пасечная, что в урочище Западное.
16 октября 1942 года на отряд фашисты бросили большое количество своих головорезов. Лишь забрезжил рассвет, дозорные с разных сторон доложили о приближении врагов. С востока и запада местность прочесывали полицаи, с севера, со стороны Ворошиловградского шоссе, балку блокировали оккупанты. Слышался лай овчарок. Отряд снова оказался в окруженнии. Единственный путь к отступлению - поле, но оно хорошо просматривалось со всех сторон. Партизаны приняли бой. В это время в отряде было около 50 человек. На флангах врагов встретили пулеметчики Виктор Степанович Романенко и Николай Антонович Олейников.
Много фашистов погибло в том бою. Погиб и Ивановский партизанский отряд. Лишь нескольким партизанам во главе с командиром удалось перейти через поле смерти и добраться до Красной Поляны, а затем перейти линию фронта...
Конечно, Ивановский партизанский отряд - это не прославленные соединения Сидора Артемьевича Ковпака или Алексея Федоровича Федорова, но перед ними стояла и другая задача, были и другие условия.
9 августа 1982 года командир партизанского соединения дважды Герой Советского Союза А. Ф. Федоров побывал на партизанской стоянке. Он сказал тогда оставшимся в живых членам Ивановского партизанского отряда:
- Нам было трудно бороться с врагом. Представляю, каково приходилось вам.
Всего несколько слов. Но они - величайшая оценка мужества, стойкости народных мстителей Донбасса. Что бы там ни говорили скептики, важно понять одно: советские люди стремились приблизить День Победы. И приближали, как могли. И погибали, защищая честь и независимость нашей. Родины.
Эпилог.
На памятном знаке написано:
Партизанская стоянка,
Тут спит беда,
Ступайте осторожно
P.S
Припоминая сказанное Львом, могу, лишь грустно улыбнутся. Да, Вестник странный парень... Что-то слышит, что-то видит и находит многое... Так получилось. А может это Наследие тех, кто еще древнее... То, что оно так многогранно. Толи еще будет...
...Подумал, что жить в Хелльстаде можно, хмыкнул, закурил и свободной рукой принялся перебирать бумаги, положив бювар на удобную фарфоровую полочку, присобаченную к ванне ради вящего комфорта. Там оказалось служебное удостоверение штандарт-навигатора в роскошном оформлении и солидном исполнении – в синей замшевой обложке, с обилием печатей, секреток, штампов и кодов. Судя по фотографии, флотский чин был немногим старше Сварога.
Несколько бланков с грифом базы «Стагар», покрытых сущей абракадаброй из цифири и странных значков – как бы не ошибиться, но это может иметь прямое отношение к навигации… Очень уж похоже на перечни координат. Две глянцевые картонки с кодами и цветными полосками – должно быть, пропуска, довесок к удостоверению.
И повсюду, на каждом документе, на каждом бланке, эмблема-крест: горизонтально, рукоятями к центру – два меча, вертикально, проушинами к центру – два якоря, и крест этот посередине скреплен кругом, вернее, змеей со странной головой, глотающей собственный хвост.