Андрей Покатов (vestniksveta) wrote,
Андрей Покатов
vestniksveta

АТОМНЫЙ ЛИКБЕЗ

Оригинал взят у alex_bykov в 3. Вехи
Предыдущий материал.

А за что платили американцы?..
Давайте перечислим, что уже оплачено ими в рамках ПКЯТУ:
1) Обучение в течение 2-5 лет специалистов ЦПАЗ технологиям лицензирования (проще говоря, учили работать с кодами для обоснования безопасности активных зон),
2) Передача в ЦПАЗ (и, видимо, частично на АЭС с обучением их персонала, однако этот прорыв произошёл уже после моего отъезда, так что 100% уверенности нет) расчётных кодов. Расчёты в обоснование безопасности при этом всё равно проводит ЦПАЗ, за АЭС остаётся максимум выбор топливной загрузки.
3) Передача на блок 3 ЮУАЭС системы мониторинга активной зоны, содержащую в себе подсистему нейтронно-физических расчётов BEACON (включая разработку всего необходимого для работы БИКОНа ПО И "железа" в Вестроне).
4) Подготовка и передача (через ЦПАЗ и НАЭК) в регулирующий орган Украины материалов в обоснование безопасной эксплуатации смешанных топливных загрузок, содержащих опытное топливо. То же относится к обоснованию безопасности нового топлива на всех этапах жизненного цикла (в транспортных контейнерах, чехлах свежего топлива (ЧСТ) и в бассейне выдержки (БВ)).
5) Проектирование опытных кассет ТВС-W, включая изготовление опытных узлов и имитаторов ТВС и их стендовые испытания. Здесь необходимо подчеркнуть разницу в подходах к проектированию. В экс-Союзе в наследство достался дорогой, но надёжный подход по экспериментальному определению характеристик всех узлов и изделия в сборе. Капстраны предпочитают все промежуточные операции проводить в виртуале (надо отдать должное их разработчикам кодов), выводя на экспериментальный уровень уже готовое изделие/имитатор. Например, количество испытаний узлов и изделий при проектировании ТВСА было больше испытаний ТВС-W примерно на 2 порядка. Это не хорошо и не плохо, но это важно. И именно о переходе к западной методологии проектирования зачастую говорят в Росатоме, рассказывая журналистам о всяческом 5D-проектировании.
6) Изготовление (полностью) опытной партии из 6 ТВС-W и её транспортировка на ЮУАЭС.
7) Изготовление первой перегрузочной партии из 42 ТВС-W из сырья Заказчика и её транспортировка на ЮУАЭС.
8) Участие специалистов Вестингауз в мероприятиях по сопровождению опытной эксплуатации опытной и первой перегрузочной партии альтернативного топлива.
Много это или мало - пусть судит тот, кто платил деньги (т.е. DOE). По непроверенным данным сумма, которую в итоге DOE вложил в ПКЯТУ, в несколько раз превзошла первоначальную смету. Насколько я знаю, формально, стороны DOE и МТЭУ отчитались о завершении ПКЯТУ и теперь (после появления контракта между НАЭКом и Вестингаузом) вопрос перешёл в плоскость коммерческих взаимоотношений Поставщика с Заказчиком. Фактически же ПКЯТУ может закончится только с переводом альтернативной кассеты, совместимой с российским топливом, в промышленную эксплуатацию, а до того, итерационный процесс проектирования и опытной эксплуатации не завершён, а значит, не завершён и ПКЯТУ. Отчасти этот момент подтверждает тот факт, что после 2012 года проектирование ТВС-WR взамен ТВС-W проводилось отнюдь не за счёт Украины.

Что и в каком порядке происходило?
2000-2005 г.г. - проектирование, согласование обоснований безопасности, поставка и опытная эксплуатация системы мониторинга активной зоны.
2005 год - загрузка первых 6 опытных ТВС-W.
2008 год - подписание контракта Вестингауз-НАЭК на поставку топлива. Примерно к этому же времени относится перенос работ по фабрикации топлива в рамках ПКЯТУ и контракта на завод АББ-Вестингауз в Вастерасе (Швеция).
2010 год - после 4 лет опытной эксплуатации 6 опытных сборок выгружены в БВ, среди них обнаружена 1 опытная сборка с дефектом типа "газовая неплотность".
2010 год - на блок 3 ЮУАЭС загружена первая перегрузочная партия из 42 ТВС-W.
2011 год - на блок 3 ЮУАЭС загружена ещё одна перегрузочная партия ТВС-W, опытная эксплуатация расширена на блок 2 ЮУАЭС (перегрузочная партия). Запланирована поставка первой перегрузочной партии ТВС-W на блок 5 ЗАЭС.
2012 год - проблемы с ТВС-W, выявленные при проведении перегрузки топлива на блоке 3. Перепростой блока в ремонте, запрет ГИЯРУ на дальнейшую эксплуатацию свежего топлива данной конструкции в активных зонах энергоблоков АЭС Украины /разрешено частичное "дожигание" ранее загруженного топлива/.
2013 год - дожигание части ТВС-W на блоках 2 и 3 ЮУАЭС. Анонсирована новая более жёсткая конструкция альтернативного топлива ТВС-WR.
2014 год - согласование концептуального решения о внедрении ТВС-WR, продление контракта Вестингауз-НАЭК до 2020 года.
2015 год - загрузка первой перегрузочной партии ТВС-WR на блок 3 ЮУАЭС.
2016 год - ...

А в чём отличие между ТВС-W и ТВС-WR?
Отличий ровно два:
1) ещё в 2011 году чехам (субконтракторам Вестингауза, поставлявшим в Вастерас концевые детали для ТВС-W) высказали претензии по качеству исполнения головок ТВС-W, т.е. в ТВС-WR конструкция головки и, главное, узел её крепления к силовому каркасу ТВС-WR должны были поменяться.
2) изменена конструкция ДР (возвращена часть ранее убранных стрэпов), а на ободе ДР добавлены загнутые заходные части (что должно было решить вопрос с задирами ДР).
На самом деле изменение конструкции ТВС-W было и между первыми 6 опытными кассетами и первой перегрузочной партией из 42 кассет и связано оно с теми материалами, которые используются при фабрикации на разных заводах фирмы Вестингауз в Коламбии (Южная Каролина) и Вастерасе (Швеция). В частности, был осуществлён запланированный переход к полностью циркониевым ДР, а выгорающий поглотитель заменён с диборида циркония на гадолиний. Но тут важнее даже не это. Советую прочитать автореферат работы Сун Кайчао по моделированию в MCNP гексагонального топлива ВВЭР, выполненный в Вастерасе в 2008 году. Внимательное прочтение позволяет заметить, что о недостаточной жёсткости собственной конструкции технологи Вестингауза прекрасно знали и изначально в первой перегрузочной партии планировалась установить 6 кассет у которых угловые твэлы заменены на циркониевые прутки. О причинах отказа от такого решения и могло ли оно повлиять на эксплуатацию ТВС-W без специальных расчётов говорить затруднительно.

Продолжение следует. Вопросы, предложения и замечания приветствуются.

Рекомендую также почитать тему форума на атоминфо.ру, посвящённую данной проблеме. К сожалению, не менее информативная тема на форуме припять.ком сейчас недоступна.
Tags: Братство. Великое, Земное, атом, выбор, истиное, под лампой, помощь, суть, факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments